Космический «ужастик» от авторов The Sims
— мысль, пугавшая меня похлеще внеземных тварей. Может ли команда, в чьем
экшен-резюме — один GTA-клон по мотивам «Крестного отца»,
произвести на свет не то что блокбастер, а хотя бы сносный проект? Десять
напряженных часов на борту корабля «Исимура» дают четкий ответ: может, если
черпать идеи у классиков и правильно подавать их к столу.
Чужие
Но
гораздо важнее другое: Dead Space — по-настоящему жуткая
штука. Она не терзает уродцами, стоящими за дверью. Не раздражает бесконечными
толпами «мяса». Не топит в литрах кетчупа. Нас осторожно теребят за нервы, ясно
давая понять — безопасных мест нет. Куда бы ни ступил инженер Айзек
Кларк, его ждут одиночество и неизвестность, пронизанные холодным шепотом и
биением сердца. Зачем стращать темнотой, когда довольно одной неприятно
мерцающей лампы? «Расчленяй их», — гласит кровавая надпись на
стене. Сказано — сделано. Мы охотно кромсаем экипаж «Исимуры»,
топчем чей-то кишечник и орудуем плазменным резаком.
Ибо страшно. Потому что чудовища уязвимы в строго определенных точках. Потому
что модный защитный костюм намного слабее, чем кажется. Потому что, неровен час,
выползет белый, похожий на ската, зверь с большим клювом и сорвет с трупа кожу,
породив очередного мутанта. Даже рядом со станцией для записи «сейвов»
— святыней жанра! — судьба нет-нет да подбросит гнусный
сюрприз.
И ведь, что забавно, мы это видели раньше. Заядлые игроки и киноманы со
стажем получат отдельное удовольствие от поиска отсылок, параллелей и
заимствований — как в сюжете, так и в дизайне. Тут вам «Чужие», обе
System Shock,
«Сквозь горизонт», Half-Life,
«Нечто» и «турбозомби» из снайдеровского «Рассвета мертвецов». Череп с
щупальцами и залежи органики на полу. Омерзительные «младенцы» и садистские
эксперименты. Угрызения совести и глобальные заговоры. Эпизод с отравой в
гидропонном саду (!) и концепция «рядовой технарь против монстров». Да, EA
Redwood Shores знает толк в НФ-хорроре. Пикантность истории придают религиозные
мотивы. Безумные догматы вымышленной церкви унитологов, повинной в резне, очень
схожи с земной сайентологией.
Шок
Для полной ностальгии по System Shock
недостает коварной SHODAN, хакерских навыков и киберпространства. Мы покупаем
патроны и снаряжение в электронных киосках. Тратим «силовые шайбы» на улучшение
оружия и костюма, ими же отпираем кладовые с «подарками». Встроенный
кинетический модуль позволяет толкать и швырять предметы, магнитные ботинки
выручают в условиях нулевой гравитации, стазис-модуль замедляет объекты и
противников. Чудо-устройства располагают к решению головоломок, которые, уступая
по изобретательности Portal, в меру
хитры и не грешат повторами. Статистику портят лишь две финальные главы, где мы
битых двадцать минут, вплоть до самой развязки, тащим тяжелую платформу по
рельсам.
А еще мы крохоборствуем. Не думайте, будто тут разрешат «прокачать» винтовку,
огнемет, бензопилу с дистанционным управлением (эх, ее бы в Рейвенхолм!) и
широкий резак. Найденных «шайб» хватит максимум на один вид оружия, не считая
важных вкладов в здоровье, объем кислорода и продолжительность стазиса. К тому
же каждая схема модернизации построена так, чтобы, продираясь к «урону +3»,
пришлось заполнить несколько бесполезных узлов-пустышек. При желании редкий
ресурс можно купить в магазине, если жаба не задушит. Десять тысяч
кредитов — это две средние аптечки! Деньги хоть и вылетают из
тушек, но их, как и положено в survival horror, все равно мало. Пускаете слюни
на скафандр 5-й модели? Начинайте экономить!
Паранойя
Мораль космической басни проста: откопал артефакт с непонятными
символами — жди беды. Ремонтный челнок «Келлион» прибыл в систему
Эгида, дабы выяснить, почему пропала связь с шахтерским судном «Исимура»
— огромной махиной, в буквальном смысле раскалывающей планеты. Злой рок
преследует Кларка и его товарищей с первых секунд. Сначала — грубая
посадка в стыковочном доке и сгоревший ускоритель. Через минуту два пилота будут
порваны в клочья «комитетом по встрече», а безоружный Айзек помчится к
ближайшему лифту в надежде на спасение.
Пока герой, задыхаясь, бежит навстречу зрелищной сценке, та часть мозга, что
не охвачена паникой, тонет в атмосфере игры, отмечая мириады нюансов:
великолепную анимацию, плавный, без падения скорости, геймплей, неглупый ИИ,
гоняющийся за Айзеком по этажам с помощью вентиляции. Еще есть читкоды,
зашифрованные в настенных граффити, и динамическая музыка Джейсона Грейвса
(Jason Graves)— ритмичная, неуютная, мрачная, не бьющая «в
лоб» подсказками «Обернись, иначе съедят!». Саундтрек не предвосхищает события и
не перетягивает на себя одеяло, подчас оставляя нас наедине с леденящими душу
звуковыми эффектами. (По любопытному совпадению, сейчас Грейвс работает
над Aliens: Colonial
Marines.)
Достоин похвал и стильный, пусть несколько нелогичный (кто, кто повесил
полезные индикаторы на спину?!), интерфейс. Нагрудный проектор выводит
видеозаписи, обрывки дневников, инвентарь и список заданий прямо перед глазами
Айзека. Поэтому, прежде чем лезть на мини-карту, зыркните по сторонам или
воспользуйтесь лучом-навигатором. Вскрывая истинную сущность Dead
Space — линейный боевик с первоклассной режиссурой,
— синяя полоска тотчас укажет удобный путь к текущей цели и ни разу не
ошибется.
Возможно, EA не стоило облегчать прохождение до такой степени (в конце
концов, здесь мало развилок), за что ей, уверен, воздастся от поклонников System/BioShock.
Впрочем, кто бы чего ни кричал, для «первого блина» DS на удивление
хороша. Особенно радует то, сколь аккуратно дизайнеры применяли клише.
Легендарные хиты — «месть за аптечку», «защита NPC», «долгий спуск
на лифте в компании недругов» и «поездка с тиром» — не повторяются
чаще одного или двух раз. Перегнули палку разве что с «перебей гадов
— дверца откроется» и девятой главой, где сценарист принес здравый смысл
в жертву повествованию.
Живой космос
Такой могла бы стать Doom
3, делай
ее люди с фантазией вместо заслуженных программистов Америки, —
красивая, жесткая, ловко чередующая кошмары, драму и адреналин. Дождитесь
вечера, прибавьте громкость и выключите свет. Впечатления гарантирую.
Спасибо sod за рекомендации . Судя по рецензиям игра классная . Но словам людей поигравшим в игу верю больше чем критикам . Так что если sod говорит что супер , значит придётся поставить и попробовать самому
Прошел. Офигенно играл с 9 часов до 15 в течении трех дней. Даже на АГ 88% влепили. Местами и пейзажами иногда напоминал Дум3 и последняя глава - квейк 4 =))) по дизайну, имею ввиду. По крайней мере, мне так показалось. Играл на телевизоре 1920х1080. На максимальных настройках. Оптимизация - классная. Советую.
C чем можно его сравнить ? С F.E.A.R. или Resident Evil или Silent Hill ???? фир - не тянет. Резидент - не играл, хилл тоже не играл Но игра классная.
Ничего жуткого и страшного нету. Камера раздражает только...
Судя по скринам, пришельцы в поисках новых форм биомассы случайно попали на корабль с очень опасным маньяком-убийцей, (свихнувшимся за долгие годы прибывания в одиночестве на разрушенной от столкновения с метеоритом станции и чудом оставщимся в живых) и вынуждены использовать все свои возможности чтобы как-то выжить в схватке с кровавым мясником.