В России игра вышла на пару недель раньше, чем
на Западе, но за это нам пришлось заплатить очень высокую цену — и дело
тут отнюдь не в деньгах. «Чистое небо» страдает, причём, в тяжелейшей
форме, весьма распространенной среди отечественных «поделок-на-коленке»
болезнью. Речь идёт о всевозможных ошибках кода.
Проблемы
с системой защиты от копирования, постоянные вылеты, перестающие
работать скрипты... Давно не видели «синий экран смерти»? Запустите
новый S.T.A.L.K.E.R.! Добавьте к этому набору моменты, когда игра
просто «падает», и все последующие попытки загрузить более ранние
сохранения лишь вновь и вновь отправляют на «Рабочий стол».
Естественно, единственным выходом из подобной ситуации является
перепрохождение игры самого начала. С надеждой на чудо, что на сей раз
удастся разминуться с этой напастью. Мы пробовали. Два раза. Оба
неудачно. Несметное полчище вредоносных жуков заслонило собой «Чистое
небо» и наше путешествие оборвалось на локации «Военные склады».
Поэтому мы приносим свои извинения за то, что пока не можем
предоставить полноценный обзор, а вынуждены ограничиться, так сказать,
«впечатлениями бета-тестера».
Главный герой приквела – обычный
наёмник по имени Шрам, каким-то образом выживший после мощнейшего
выброса и оказавшийся на базе организации «Чистое небо». Эта
группировка занимается исключительно благим делом: изучением Зоны.
Способность выдерживать аномальную активность плохо сказывается на
здоровье нашего подопечного, и его нервная система постепенно выгорает.
Ему ничего не остаётся, кроме как сотрудничать с этими независимыми
исследователями, дабы разобраться с причиной постоянных выбросов.
Та
часть истории, которую нам удалось захватить, не слишком интересна и
по-прежнему представляет собой прогулку от одного «знающего человека»
до другого. Далее следует пресный, продолжительный диалог, где на героя
выливают ушат информации. Постановка так и осталась топорно-бездушной.
Болванчики открывают рты — и на том спасибо. К счастью, многие
персонажи неплохо озвучены, а некоторые даже получились действительно
симпатичными (привет, Ашот), но это всё те же торговцы и бармены,
привинченные к своим местам и изредка подающие признаки жизни. А
запоминающихся в прямом смысле «действующих лиц» нам встретить (пока?)
не удалось.
Побочные задания такие же одноклеточные, как в
оригинале. Стандартная подборка из поручений вида «поди-принеси»,
«спаси товарищей», «помоги группировке» и прочая нехитрая работёнка
надоедает так же быстро, как и в «Тени Чернобыля». Собственно,
единственное заметное улучшение — это возможность зайти за наградой в
любое удобное время, а не бежать, считая секунды, в другую локацию,
чтобы получить честно заработанное. Кстати, передвигаться по Зоне
теперь стало намного удобнее, поскольку в местах скопления сталкеров
встречаются специально обученные личности — проводники. Эти ребята
знают все тайные тропы и за отдельную плату отведут Шрама, куда тот
попросит.
Артефакты перестали валяться повсюду, а также больше
не светятся. Теперь они предпочитают прятаться среди смертельно опасных
аномалий, а для их поиска необходим детектор — прибор способный
обнаруживать особые предметы и делать их видимыми для героя. Сей
процесс поначалу интересен, но и блуждание среди аномалий вскоре
приедается.
А
вот экономическую модель разработчики решили поставить с ног на голову.
Если в «Тени Чернобыля» в карманах Меченого скапливалось огромное
количество валюты, которую попросту некуда было тратить, то Шраму надо
считать каждую копейку — торговцы не спешат отваливать за трофеи
большие деньги. В общем, чтобы получить улучшенную пушку и крепкую
броню, приходится выполнять кучи однообразных заданий, тратить время на
поиски очередного ценного артефакта и совершать постоянные забеги в
магазин для продажи барахла. Китайские фермеры будут довольны.
Analysis
Открывшаяся
нам часть «Чистого Неба» произвела впечатление откровенно слабого,
наспех сделанного продолжения. Враги остались такими же умными, и
перестрелки с ними вызывают исключительно положительные эмоции.
Фотореалистичный дизайн локаций на пару с неповторимой атмосферой на
месте. Но эти аспекты испортить было крайне сложно. Зато сюжет все
также подается посредством диалогов с каменными истуканами, задания
однообразны и неоригинальны. Экономическая модель, вынуждающая
выполнять одни и те же действия для заработка денег, отпугнёт игроков,
которым эти элементы надоели еще в оригинале. А все нововведения столь
незначительны, что БЕСПЛАТНАЯ модификация АМК,
с которой фанаты превратили «Тень Чернобыля» в игру своей мечты,
представляет намного больший интерес, чем это ПЛАТНОЕ, кривое и хромое
дополнение.
Нам
же остаётся только дождаться второго патча, который (мы на это очень
надеемся) исправит существующие проблемы. Заплатка ожидается 5-го
сентября, почти одновременно с релизом игры на западе. А мы... Да, мы
стали просто бета-тестерами за свои же деньги. «Народ настолько туп, что схавает даже такую [censored]!» - очевидно, этот знамений слоган российских разработчиков повесили и в конференц-зале GSC Game World.